Маленький ребенок познает мир через игру

Когда рождается ребенок - весь наш мир переворачивается вверх ногами. Мы хотим дать ему все: обеспечить лучшими условиями для жизни, здоровым питанием, развивающими игрушками и т. д. Заранее делаем далеко идущие планы и думаем над выбором детского сада. Пытаемся обеспечить отличный старт своим новорожденным детям.

Многие родители смеются, когда видят как мальчик толкает игрушечный автомобиль, а маленькая девочка возит в коляске куклу. Но это уже символическая игра, в которой ребенок имитирует реальность. Это уже продвинутый уровень и к нему действительно долгий путь. В случае самых маленьких детей (от 3 до 5 месяцев) часто слышу от родителей, что они совершенно не знают что с этим малышом делать.

Между тем, любое действие, которое мы делаем, может оказаться чем-то интересным. Бросать, раскачивать, толкать - это и отличная игра и наука одновременно. Потому что сначала общение малыша с миром происходит через кожу и прикосновения. И путем изменения положения в пространстве. Ребенок видит что у него есть тело, с которым могут происходить разные вещи и с ним тоже можно что-то сделать. Зрение начинает иметь действительно важное значение только в конце второго месяца. Ранее важным является формирование сознания тела.

Например, обычная ванна, которая может быть для ребенка захватывающим занятием позволяющим познание собственного тела, а также помогает развивать язык. Когда моете каждую часть тела ребенка, повторяйте: "а теперь будем мыть руку, теперь голову, теперь ногу". Так же может помочь обычный массаж. Что такие занятия имеют общего с речью? Помните, что прежде чем ребенок начнет складывать первые слова и предложения он имеет уже довольно богатый словарный запас и хорошо развитую пассивную речь. Это означает, что он может указать на перечисленные предметы, лица, а также выполнять простые команды. И все это благодаря упомянутым ранее упражнениям, которые объясняют и упорядочивают детям мир и помогают его познать.

В возрасте от 5 до 10 месяцев ребенок начинает тянуться, пытается схватить, может сидеть с опорой. Начинает обращать внимание на то, что происходит вокруг. На улыбку малыш отвечает улыбкой, приобретает навыки концентрации зрения на одной точке в течении нескольких минут. Это также время, когда очень интенсивно развиваются манипуляции руками. Малыши учатся ловить, прикасаться, бросать и т.д. На самом деле, каждые две недели появляется новый навык. Эти особенности важны, потому что связаны с самостоятельностью. Например, позже с самостоятельной едой. И в этот период интенсивно развивается пассивная речь. Дети собирают слова, много понимают, хотя мало что в состоянии сказать.

Итак, как же стимулировать развитие благодаря простой забавы? Вот примеры. Мы держим малыша под подмышки и поднимаем его вверх, затем опускаем вниз. В то же время комментируем „вверх и вниз”, описывая наши действия, а следовательно и то, что происходит с ребенком. Это дает отличную стимуляцию вестибулярной системы малыша, улучшает баланс, координацию движений. Ну и развивается пассивная речь. И это все во время игры.

Что еще? Очень хороши так называемые игры на понятие постоянства предмета. Что это значит? Для маленького ребенка что-то есть, если он может это увидеть и потрогать. Если чего-то не видит, то этого нет. В этой игре мы демонстрируем ребенку лист бумаги и игрушку. Мы показываем, что игрушка собирается на прогулку, идет, идет, и вдруг исчезает за листом бумаги. Все это время мы стараемся, чтобы малыш сосредоточился на игрушке. Когда вдруг скрываем ее за листом - для ребенка этот предмет внезапно перестает существовать. Он был и его уже нет. Когда игрушка выходит, вначале ребенок смотрит удивленно. Но после нескольких раз мы начинаем замечать, что когда предмет исчезает, то ребенок переводит взгляд на другую сторону листа. Ребенок учится прогнозировать. Это важное умение. Малыш понимает, что если что-то исчезает из его поля зрения - это еще есть, только скрывается за листом. Родители могут говорить, что в этом нет ничего удивительного, ведь подобное понимание мира это что-то естественное. Но помните, что для ребенка ничего не понятно! Он должен познавать и открывать мир для себя сам. Аналогичный эффект дает игра, когда родители что-то прикрывают, а потом открывают,то есть игра типа „ку-ку!”.

Интересным развлечением может быть демонстрирование предметов разной фактуры. Так малыш поймет, что что-то неровное, что-то пушистое, а что-то гладкое. В этом случае также очень важны комментарии родителей. Таким образом, кстати, мы проверяем тактильную чувствительность ребенка.

Мы также можем давать на пробу разные блюда объясняя их вкус - сладкое, кислое, соленое. Многие родители боятся таких экспериментов из-за возможной аллергии. Но ведь никто не заставляет выжимать малышу весь лимон, достаточно лишь дать ему лизнуть фрукт, чтобы проверить каков у него вкус. В конце концов, нельзя воспитывать маленького человека в лабораторных условиях - в отрыве от реальности.

В районе 11 месяца появляется новая способность, которая меняет мир детей и родителей. Передвижение становится наиболее важной операцией. Трудно удержать малыша на одном месте. Некоторые дети уже ходят, другие только учатся, но в целом их объединяет одна цель - им нужно переместиться из точки А в точку Б. Поэтому стоит дома организовать „полосу препятствий”. Достаточно подложить под ковер несколько мешков с фасолью, свернутое полотенце, подушки, то есть все, что является безопасным, но будет препятствием перед вашим маленьким „учеником”.

Стоит поощрять детей к самостоятельной еде. Так увеличивается диапазон и повышается точность движений рук, захват.

В любом случае вам не следует ожидать, что малыш неожиданно начнет красиво говорить. Помните, что любое ежедневное действие может стать для ребенка развлечением.